Крупным планом

Алла Сигалова

07.07.2023

Алла Сигалова — женщина с яркой судьбой, вдохновляющая, творческая, сильная и горящая своим делом.

Вчера вышел финальный эпизод сериала «Балет», где она сыграла главную роль. По этому случаю мы поговорили с Аллой о том, для кого и о чем снят сериал, о престиже балета и как оставаться влюбленным в свою жизнь и творчество, несмотря на возраст.

Интервью и фото: Алиса Асланова

Украшения: Mercury

Дизайнер: The Mató

MUAH: Ольга Биль

После просмотра сериала сложно представить кого-то кроме вас в роли Руты, а ведь ваша кандидатура возникла не сразу…

Да. Про это все говорят. При том что этот персонаж не похож на меня, но почему-то всем кажется, что моя кандидатура была очевидна изначально.

Вы сразу согласились на эту работу или были сомнения?

Я «наведьмовала», что та актриса, которую выберут, отпадет и обратятся ко мне. Так и произошло. Это было мое колдовство, потому что я очень хотела попасть в этот сериал.

Вы уже были знакомы с работами Евгения (Евгений Сангаджиев, режиссер сериала. — Прим. ред.)?

Конечно! Я его знаю с ГИТИСа и всегда следила за ним. Женя очень талантливый человек, и это главная приманка для меня. Понимаете, он вызывал у меня такой интерес, что, когда я узнала о сериале, участие в нем стало для меня необходимостью. А когда я чего-то очень хочу, это обязательно случается, другого варианта просто нет.

Вы же по профессии хореограф-режиссер, а значит, привыкли все контролировать.

Конечно.

В кино актрисе очень важно быть пластилином, доверять режиссеру. Пришлось ли вам перестраиваться для этой роли ради ощущения полного доверия?

Отвечу как балетный человек: нас в училище учат прежде всего дисциплине. И я человек чрезвычайно дисциплинированный, причем настолько, что у моих коллег это даже вызывает оторопь. Все в моей жизни выверено до мелочей. Как режиссер, я прекрасно понимала, что самое главное — довериться режиссеру. Что я и сделала, причем абсолютно. Мы с Женей на берегу договорились о каких-то краеугольных камнях и отправились в это путешествие.

Вы смотрели сериал вместе со зрителями или вам показали результат до его выхода на большой экран?

Я смотрела вместе с вами.

На этапе съемок педалировалось участие настоящих танцовщиков и хореографов, отчего сложилось впечатление, что снимается сериал о балетных артистах и балетной действительности. В итоге мы видим фильм, скорее, об истории женщины, где артисты — важные персонажи, но не главные. На ваш взгляд, о чем этот сериал? Кто его зритель?

Во-первых, он, слава богу, не про балет. Кому интересен балет нынче?

Балетным артистам, любителям этого жанра…

Это очень маленький круг людей. Вы же прекрасно понимаете, что престиж балета упал до невозможного уровня и никакая художественная пропаганда сейчас не в состоянии его поднять, пока не случится приход новой плеяды уникальных танцовщиков и хореографов. Я этого пока не вижу. И очень жду!

Например, в главном театре страны сейчас прослеживается тенденция «давать дорогу молодым».

Можно омолаживать все что угодно, дело не в этом. Должно прийти поколение, подобное поколению Майи Плисецкой и хореографам того периода. В то время был Якобсон, и это был настоящий взлет. Без мощнейшего хореографа не будет мощнейших танцовщиков. Возьмем, к примеру, поколение такого чуда, как Ульяна Лопаткина. Тогда не было хореографов, но именно в то время Мариинский театр получил важнейшие в истории хореографии балеты, и это дало возможность воспитать такое поколение. Сейчас этого нет.

Почему у нас складывается такая ситуация?

Это не у нас. Это во всем мире.

Вернемся к сериалу. То, что вы абсолютно балетный человек, давало вам возможность вносить какие-то изменения в сценарий? Например, в сериале была сцена, где героиня Жанны Губановой репетирует «Спящую красавицу», вы заходите в зал, просматриваете ее и приглашаете к себе в постановку. Такое ведь в принципе невозможно в театре. Для чего это сделано?

А что тут необычного?

Мне кажется, сегодня вряд ли хореограф зайдет в зал, пройдет мимо педагога и начнет говорить с артисткой.

Да, конечно, такого не бывает. Но у нас не документальный сериал, а художественный фильм. Художественный фильм — это прежде всего яркие образы. В том, что этот человек может себе позволить вот так войти в зал, остановить репетицию, подойти, тоже есть некая характеристика персонажа.

Почему Рута вдруг выбрала Варвару в современную постановку, увидев ее в классической роли Авроры? Как она поняла, что балерина может танцевать в ее спектакле, учитывая, что ранее она уже была на кастинге и не попала в состав. Это тоже характеристика Руты?

Нет.

А что?

Неважно, что человек танцует, важен его или ее объем, на что способен танцовщик — любой профессионал поймет.

Почему же она тогда ее на кастинге не выбрала? Не заметила, просмотрела?

Просмотрела, да. У нас, например, сейчас идут прослушивания в школу-студию МХАТ на первый курс, и мы можем и пропустить, и ошибиться. Так бывает.

Рута не была на родине 40 лет. Может ли человек с таким бэкграундом вдруг решить ехать домой абсолютно неподготовленным, понимая, как пристрастно его будут оценивать?

А она не этим занимается. Вообще, большой хореограф, большой художник не думает о том, кто и как его будет оценивать. Она бежит на родину за сердцебиением, понимаете? От благополучия, удачи, абсолютного успеха идет туда, где случилась трагедия, где, может быть, ее опять ждет катастрофа. Да, она идет за этим живым дыханием.

Почему в сериале так мало танцев?

Да это и хорошо! Зрители не хотят смотреть танцы. Если вам интересно смотреть хореографию, идите в театр, смотрите записи спектаклей. Повторюсь, сериал не про балет — это история про женщину, про возраст, про то, как в этом возрасте существовать, остаться в профессии, в любви, в клокочущем желании жить и жить полноценно. О том, что такое взаимоотношения в большом учреждении, где очень жесткая иерархия. Вот что людей волнует.

Все, что вы сейчас назвали, ассоциируется и с вами, потому что вы своим отношением к жизни и работе показываете, что можно быть успешной и гореть в любом возрасте.

Я — исключение из правил, потому что зачастую в 65 лет человек уходит с территории и жизни, и профессии. Исключение я потому, что у меня много любви и много желаний. Я двигаюсь вперед, учусь, и это, конечно, вызывает у людей огромный интерес. Огромный!

Вы вдохновляете!

Главное — иметь желания, они связаны и с физиологией, и с духовностью, и с нравственностью.

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.