Майский RECAP

03.06.2022

Многие майские события в России мы анонсировали, поэтому довольно легко представить размах Нуриевского фестиваля в Казани, бенефиса прима-балерины Елены Кабановой в Екатеринбурге или любимого московскими зрителями гала-концерта в честь вручения премии «Душа танца». В это же время на мировом уровне в балете произошли важные перемены. Новые социально значимые назначения, премьеры и литературные новинки — рассказываем, с чем прошедший май войдет в историю.

Кадровые перестановки

Для московского зрителя главной новостью стало назначение Лорана Илера на пост художественного руководителя Баварского государственного балета. Илер сменил на посту Игоря Зеленского, и всех, конечно, это позабавило. В 2017 году Илер пришел на место Зеленского в Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, а спустя пять лет сменил его в Мюнхене. 4 мая Лоран Илер официально вступил в должность.

Сьюзан Джаффе

Еще одним важным событием для общества явилось имя нового худрука American Ballet Theater. 9 мая стало известно, что прославленного Кевина Маккензи, который 30 лет руководит труппой ABT, в конце сезона сменит Сьюзан Джаффе. Бывшая балерина ABT, пришедшая в театр под руководством Михаила Барышникова, уже имеет опыт работы в руководящей должности. Последние два года Джаффе возглавляла Балет Питтсбурга. С ее приходом в ABT меняется картина американского балета в целом. После январского назначения главы English National Ballet Тамары Рохо на пост худрука Балета Сан-Франциско уже две ключевые американские труппы будут возглавляться женщинами.

Известный критик Аластер Маколей в своем эссе «Женщины, меняющие балет XXI века: Сьюзан Джаффе и Тамара Рохо» хоть и делает акцент на роли последних двух, но также приводит впечатляющий список всех женщин-руководителей балетных трупп за последние десять лет. Их больше 30, не считая еще более десятка назначений до 2012 года. Говоря о Джаффе, Маколей справедливо замечает, что для роли художественного руководителя женщинам приходится провести огромную «подготовительную работу», в то время как мужчинам достаточно иметь обаяние и выдающиеся личностные качества.

Мировые премьеры

Тамара Рохо осуществила очередную постановку в Европе. В январе Рохо дебютировала в качестве хореографа с балетом «Раймонда» для English National Ballet в Лондоне. Следующим ее проектом стала «Золушка» (Askungen) для Королевской оперы Швеции. Главной героиней Рохо сделала бродяжку в Стокгольмском порту, которую забирают в приют, где она вынуждена общаться с такими же обездоленными. В руках все та же метла, но вместо бала — танцевальный конкурс. Рохо осталась верна традициям классического балета, однако сам театр рекламирует премьеру под лозунгом Classic family ballet goes contemporary («Классический семейный балет стал современным»).

Дэвид Холлберг

Очень повезло тем, кто оказался в мае в Сиднее. С 29 апреля по 14 мая Австралийский балет представил тройчатку под общим названием «Кунсткамера». Вместе с артистами на сцену вышел (вернее будет сказать, вернулся) и их худрук, бывший премьер Большого театра Дэвид Холлберг. В 2019 году проект «Кунсткамера» был приурочен к 60-летию труппы Nederlands Dans Theater. Проект создан четырьмя выдающимися хореографами: Полом Лайтфутом и Соль Леон, Марком Геке и Кристал Пайт. Холлберг выбрал «Кунсткамеру» для репертуара своего театра не только из-за культовых имен и интересной хореографии, но и из-за повода: «Австралийскому балету скоро исполнится 60 лет, и кажется уместным станцевать что-нибудь, что тоже было создано к 60-летию». С 3 по 11 июня спектакль пройдет в Мельбурне, а 10 июня будет транслироваться онлайн. Запись трансляции будет доступна в течение 48 часов.

Наталья Осипова

Также мимо критиков не прошел проект «Кармен», созданный специально для Натальи Осиповой. Дэвид Киттельбергер, муж Осиповой, предложил заняться балетом голландской постановщице Диди Вельдман. В результате сотрудничества получился камерный балет на пять исполнителей, где каждый играет по две роли. Вельдман использовала довольно избитый прием «история в истории». По сюжету группа актеров снимает фильм «Кармен» и сталкивается с похожими страстями на собственной съемочной площадке. Премьера прошла на сцене центра Queen Elizabeth Hall в Лондоне и получила неоднозначные отзывы критиков.

В мае также раскрылись некоторые подробности грядущей премьеры «Лебединого озера» в постановке Карен Кейн в Канаде. Премьера была задумана еще в 2020 году, но из-за пандемии ее пришлось отложить на целых два года. Репетиции начались только в прошлом апреле. Для Кейн, посвятившей Национальному балету Канады более 50 лет, эта постановка станет прощальной перед выходом на пенсию. Кроме неприкосновенных танцевальных сцен Петипа и Иванова, а также хореографии в собственной редакции, Карен Кейн сохранит несколько деталей, которые в свое время внес бывший худрук театра Эрик Брун. В один из заявленных премьерных вечеров в партии Одетты-Одиллии выйдет Мария Кочеткова.

Светлана Лунькина

Из более близких к России театров можно отметить премьеру балета «Отелло» в Тбилиси. Работа Вахтанга Чабукиани вернулась на сцену 13 мая спустя почти 65 лет. Обновленную хореографическую редакцию и либретто представила Нина Ананиашвили, художественный руководитель балетной труппы Тбилисского государственного театра. Эта премьера — дань художественному наследию знаменитого грузинского хореографа, чьи полномасштабные балеты не так часто можно увидеть на сценах. Его «Лауренсия», например, идет в Михайловском театре, где 21 мая успешно дебютировал премьер Большого театра Игорь Цвирко.

Екатерина Сурмава и Амилкар Морет Гонсалес – «Отелло»

Литературные новости

Прошедшая весна подарила мировому балетному сообществу несколько интересных книг. Новости о запуске новой литературы за рубежом могут доходить до нас с опозданием, и в то же время книги на русском языке могут удивить своим внезапным появлением. Поэтому в этом разделе оказалась не майская, а весенняя подборка новинок для читателей.

Пожалуй, главным подарком для балетоманов стала книга Марины Лапиной о Наталье Осиповой. «Страсти по Наташе. Мемуары. Свидетельства. Критика» — это 450 страниц интервью, рецензий, воспоминаний и высказываний репетиторов, балетмейстеров и партнеров Натальи. В книге можно найти полный список ролей и наград балерины, а критик Татьяна Кузнецова отмечает, что книга, которая рисковала стать скучным сборником сухих свидетельств, радует динамичностью повествования.

Говоря о литературе, невозможно пройти мимо другого издания, которое попало в печать не в мае, а чуть ранее, в конце апреля. Знаменитый петербургский фотограф Валентин Перельмутер презентовал книгу «Мой балет». На протяжении 20 лет, в 70–90-х годах, Перельмутер снимал балерин Мариинского (тогда еще Кировского) театра. В его объектив попали такие звезды балета СССР и новой России, как Ирина Колпакова, Галина Мезенцева, Алтынай Асылмуратова, Юлия Махалина, Ульяна Лопаткина и многие другие. 28 апреля 2022 года в Концертном зале Мариинского театра открылась выставка фотографий Перельмутера, а книга его воспоминаний поможет взглянуть на Кировский театр глазами фотохудожника, влюбленного в танец.

И наконец, стало известно о новой биографии Джорджа Баланчина от американской писательницы, историка и танцевального критика Дженнифер Хоманс. В России Хоманс известна широкому читателю благодаря ее переведенной книге «Ангелы Аполлона: история балета». Над новым трудом под названием Mr. B: George Balanchine's 20th Century Хоманс работала более десяти лет. Она получила доступ к личным бумагам Баланчина, изучила сотни интервью, посвященные ему исследования и заметки из русских, европейских и американских архивов, общалась с артистами. Запуск книги анонсирован только на ноябрь 2022 в США, но уже сейчас можно сказать, что читателей ждет одна из самых полных биографий великого хореографа.

Трагические события

К сожалению, в мае случились две внезапные и преждевременные смерти, поразившие не только тех, кто знал этих людей, но и далеких от балета читателей новостей.

24 мая скончался ведущий солист Кремлевского балета Анатолий Соя, который в свои 22 года успел исполнить партию Зигфрида в балете «Лебединое озеро».

А спустя всего пять дней стало известно о гибели 20-летней Алеси Лазаревой. Балерина работала в московском Театре классического балета Н. Касаткиной и В. Василева. Алеся была одной из самых многообещающих молодых балерин, являлась обладательницей многих наград. На прошедшем балетном конкурсе «Арабеск» в Перми она завоевала первую премию, получила специальный приз Галины Улановой «За одухотворенность танца» и готовилась к предстоящему Международному конкурсу артистов балета в Москве.

Анатолий Соя
Алеся Лазарева

Именинники

В последний день весны, 31 мая, отметила свой день рождения прима-балерина Мариинского театра Виктория Терешкина.

Однако, пожалуй, самая примечательная в балете майская дата — это 18-е число. В разные годы, но в один день родились сразу три выдающиеся личности: Дэвид Холлберг, Наталья Осипова и Марго Фонтейн. Забавно следить, как в соцсетях Холлберг и Осипова поздравляют друг друга, разные хореографы и коллеги поздравляют обоих, любители балета пересматривают записи Марго Фонтейн, и 18 мая превращается в импровизированный, но объединяющий многих день танца.

Виктория Терешкина
Дэвид Холлберг и Наталья Осипова

Автор: Арина Ильина