Многие майские события в России мы анонсировали, поэтому довольно легко представить размах Нуриевского фестиваля в Казани, бенефиса прима-балерины Елены Кабановой в Екатеринбурге или любимого московскими зрителями гала-концерта в честь вручения премии «Душа танца». В это же время на мировом уровне в балете произошли важные перемены. Новые социально значимые назначения, премьеры и литературные новинки — рассказываем, с чем прошедший май войдет в историю.
Кадровые перестановки
Для московского зрителя главной новостью стало назначение Лорана Илера на пост художественного руководителя Баварского государственного балета. Илер сменил на посту Игоря Зеленского, и всех, конечно, это позабавило. В 2017 году Илер пришел на место Зеленского в Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, а спустя пять лет сменил его в Мюнхене. 4 мая Лоран Илер официально вступил в должность.
Еще одним важным событием для общества явилось имя нового худрука American Ballet Theater. 9 мая стало известно, что прославленного Кевина Маккензи, который 30 лет руководит труппой ABT, в конце сезона сменит Сьюзан Джаффе. Бывшая балерина ABT, пришедшая в театр под руководством Михаила Барышникова, уже имеет опыт работы в руководящей должности. Последние два года Джаффе возглавляла Балет Питтсбурга. С ее приходом в ABT меняется картина американского балета в целом. После январского назначения главы English National Ballet Тамары Рохо на пост худрука Балета Сан-Франциско уже две ключевые американские труппы будут возглавляться женщинами.
Известный критик Аластер Маколей в своем эссе «Женщины, меняющие балет XXI века: Сьюзан Джаффе и Тамара Рохо» хоть и делает акцент на роли последних двух, но также приводит впечатляющий список всех женщин-руководителей балетных трупп за последние десять лет. Их больше 30, не считая еще более десятка назначений до 2012 года. Говоря о Джаффе, Маколей справедливо замечает, что для роли художественного руководителя женщинам приходится провести огромную «подготовительную работу», в то время как мужчинам достаточно иметь обаяние и выдающиеся личностные качества.
Мировые премьеры
Тамара Рохо осуществила очередную постановку в Европе. В январе Рохо дебютировала в качестве хореографа с балетом «Раймонда» для English National Ballet в Лондоне. Следующим ее проектом стала «Золушка» (Askungen) для Королевской оперы Швеции. Главной героиней Рохо сделала бродяжку в Стокгольмском порту, которую забирают в приют, где она вынуждена общаться с такими же обездоленными. В руках все та же метла, но вместо бала — танцевальный конкурс. Рохо осталась верна традициям классического балета, однако сам театр рекламирует премьеру под лозунгом Classic family ballet goes contemporary («Классический семейный балет стал современным»).
Очень повезло тем, кто оказался в мае в Сиднее. С 29 апреля по 14 мая Австралийский балет представил тройчатку под общим названием «Кунсткамера». Вместе с артистами на сцену вышел (вернее будет сказать, вернулся) и их худрук, бывший премьер Большого театра Дэвид Холлберг. В 2019 году проект «Кунсткамера» был приурочен к 60-летию труппы Nederlands Dans Theater. Проект создан четырьмя выдающимися хореографами: Полом Лайтфутом и Соль Леон, Марком Геке и Кристал Пайт. Холлберг выбрал «Кунсткамеру» для репертуара своего театра не только из-за культовых имен и интересной хореографии, но и из-за повода: «Австралийскому балету скоро исполнится 60 лет, и кажется уместным станцевать что-нибудь, что тоже было создано к 60-летию». С 3 по 11 июня спектакль пройдет в Мельбурне, а 10 июня будет транслироваться онлайн. Запись трансляции будет доступна в течение 48 часов.
Также мимо критиков не прошел проект «Кармен», созданный специально для Натальи Осиповой. Дэвид Киттельбергер, муж Осиповой, предложил заняться балетом голландской постановщице Диди Вельдман. В результате сотрудничества получился камерный балет на пять исполнителей, где каждый играет по две роли. Вельдман использовала довольно избитый прием «история в истории». По сюжету группа актеров снимает фильм «Кармен» и сталкивается с похожими страстями на собственной съемочной площадке. Премьера прошла на сцене центра Queen Elizabeth Hall в Лондоне и получила неоднозначные отзывы критиков.
В мае также раскрылись некоторые подробности грядущей премьеры «Лебединого озера» в постановке Карен Кейн в Канаде. Премьера была задумана еще в 2020 году, но из-за пандемии ее пришлось отложить на целых два года. Репетиции начались только в прошлом апреле. Для Кейн, посвятившей Национальному балету Канады более 50 лет, эта постановка станет прощальной перед выходом на пенсию. Кроме неприкосновенных танцевальных сцен Петипа и Иванова, а также хореографии в собственной редакции, Карен Кейн сохранит несколько деталей, которые в свое время внес бывший худрук театра Эрик Брун. В один из заявленных премьерных вечеров в партии Одетты-Одиллии выйдет Мария Кочеткова.
Из более близких к России театров можно отметить премьеру балета «Отелло» в Тбилиси. Работа Вахтанга Чабукиани вернулась на сцену 13 мая спустя почти 65 лет. Обновленную хореографическую редакцию и либретто представила Нина Ананиашвили, художественный руководитель балетной труппы Тбилисского государственного театра. Эта премьера — дань художественному наследию знаменитого грузинского хореографа, чьи полномасштабные балеты не так часто можно увидеть на сценах. Его «Лауренсия», например, идет в Михайловском театре, где 21 мая успешно дебютировал премьер Большого театра Игорь Цвирко.
Литературные новости
Прошедшая весна подарила мировому балетному сообществу несколько интересных книг. Новости о запуске новой литературы за рубежом могут доходить до нас с опозданием, и в то же время книги на русском языке могут удивить своим внезапным появлением. Поэтому в этом разделе оказалась не майская, а весенняя подборка новинок для читателей.
Пожалуй, главным подарком для балетоманов стала книга Марины Лапиной о Наталье Осиповой. «Страсти по Наташе. Мемуары. Свидетельства. Критика» — это 450 страниц интервью, рецензий, воспоминаний и высказываний репетиторов, балетмейстеров и партнеров Натальи. В книге можно найти полный список ролей и наград балерины, а критик Татьяна Кузнецова отмечает, что книга, которая рисковала стать скучным сборником сухих свидетельств, радует динамичностью повествования.
Говоря о литературе, невозможно пройти мимо другого издания, которое попало в печать не в мае, а чуть ранее, в конце апреля. Знаменитый петербургский фотограф Валентин Перельмутер презентовал книгу «Мой балет». На протяжении 20 лет, в 70–90-х годах, Перельмутер снимал балерин Мариинского (тогда еще Кировского) театра. В его объектив попали такие звезды балета СССР и новой России, как Ирина Колпакова, Галина Мезенцева, Алтынай Асылмуратова, Юлия Махалина, Ульяна Лопаткина и многие другие. 28 апреля 2022 года в Концертном зале Мариинского театра открылась выставка фотографий Перельмутера, а книга его воспоминаний поможет взглянуть на Кировский театр глазами фотохудожника, влюбленного в танец.
И наконец, стало известно о новой биографии Джорджа Баланчина от американской писательницы, историка и танцевального критика Дженнифер Хоманс. В России Хоманс известна широкому читателю благодаря ее переведенной книге «Ангелы Аполлона: история балета». Над новым трудом под названием Mr. B: George Balanchine's 20th Century Хоманс работала более десяти лет. Она получила доступ к личным бумагам Баланчина, изучила сотни интервью, посвященные ему исследования и заметки из русских, европейских и американских архивов, общалась с артистами. Запуск книги анонсирован только на ноябрь 2022 в США, но уже сейчас можно сказать, что читателей ждет одна из самых полных биографий великого хореографа.
Трагические события
К сожалению, в мае случились две внезапные и преждевременные смерти, поразившие не только тех, кто знал этих людей, но и далеких от балета читателей новостей.
24 мая скончался ведущий солист Кремлевского балета Анатолий Соя, который в свои 22 года успел исполнить партию Зигфрида в балете «Лебединое озеро».
А спустя всего пять дней стало известно о гибели 20-летней Алеси Лазаревой. Балерина работала в московском Театре классического балета Н. Касаткиной и В. Василева. Алеся была одной из самых многообещающих молодых балерин, являлась обладательницей многих наград. На прошедшем балетном конкурсе «Арабеск» в Перми она завоевала первую премию, получила специальный приз Галины Улановой «За одухотворенность танца» и готовилась к предстоящему Международному конкурсу артистов балета в Москве.
Именинники
В последний день весны, 31 мая, отметила свой день рождения прима-балерина Мариинского театра Виктория Терешкина.
Однако, пожалуй, самая примечательная в балете майская дата — это 18-е число. В разные годы, но в один день родились сразу три выдающиеся личности: Дэвид Холлберг, Наталья Осипова и Марго Фонтейн. Забавно следить, как в соцсетях Холлберг и Осипова поздравляют друг друга, разные хореографы и коллеги поздравляют обоих, любители балета пересматривают записи Марго Фонтейн, и 18 мая превращается в импровизированный, но объединяющий многих день танца.
Автор: Арина Ильина