Интервью

Игорь Цвирко и его «Демон»

16.10.2023

Премьер Большого театра Игорь Цвирко в этом году заявил о себе как о продюсере и совсем скоро представит новый проект «Мистерия» на сцене «Геликон-оперы». В программе – три постановки российских хореографов, среди которых новый балет Александра Могилева «Демон», вдохновленный личностью и творчеством Михаила Врубеля и поставленный специально на нашего героя.

Мы расспросили Игоря о новой постановке и, конечно, о том, почему он решил добавить в жизнь новых красок.

Интервью: Алиса Асланова

 

Игорь, в этом году ты заявил о себе как о продюсере, сделав уже несколько проектов. Почему продюсирование?

Балетным продюсером сегодня, как мне кажется, должен быть все-таки артист, человек из театральной среды. Конечно, у нас есть яркий пример Сергея Павловича Дягилева, который не был ни танцовщиком, ни композитором, но это феномен. Сегодня найти такого человека, который действительно был бы настолько погружен в среду и настолько хотел бы бескорыстно создавать театральные проекты, практически невозможно.

Однажды у меня состоялся разговор с Ольгой Семеновной Хенкиной о том, что мне выбрать: продюсирование или режиссуру. Она и посоветовала: «Продюсер диктует условия режиссеру, поэтому иди отучись на продюсера, а дальше посмотришь».

Плюс в тот момент я узнал, что Сергей Беникович Данилян объявил набор в магистратуру ГИТИСа, и решил попробовать поучиться у него, ведь он тоже балетный продюсер, который обладает прекрасным вкусом. Его проекты говорят сами за себя. Так и закрутилось.

Что нового ты узнал о профессии продюсера?

Во-первых, то, сколькими делами одновременно должен заниматься продюсер. Будучи артистом, я даже и не подозревал об этих масштабах. Во-вторых, насколько важна команда, которая с тобой работает. Ты контролируешь и ведешь проект, но особенно ценны люди, которые все это претворяют в жизнь.

Какими качествами должен обладать продюсер, на твой взгляд?

Есть карта компетенций, которыми должен обладать продюсер. Это стрессоустойчивость, холодный разум, плюс умение оперативно находить решение проблем… Продюсер не имеет выходных, у него всегда включен телефон, и он должен знать все, что происходит в театральной среде.

Для меня еще важна способность замечать тех людей, которые уже что-то сделали, видеть достоинства, недостатки и уметь анализировать.

Какое влияние на тебя оказал Сергей Данилян?

Сергей Беникович говорил об особенностях отношений с артистами и коммуникации с людьми вообще. Пожалуй, к этому хочется стремиться. Я уделяю большое внимание артистам, которые участвуют в моих проектах, и стараюсь создать для них комфортные условия. Хочу создавать такие проекты,чтобы артисты хотели участвовать в них.

Куда ты двигаешься и что хочешь сказать своими проектами?

На данный момент для меня важно показывать современных российских хореографов. Я сконцентрировался на тех харизматичных людях, с которыми бы мне самому было интересно поработать, в общении с которыми я вижу глубину мысли, понимание и чистоту внутреннего мира. Эти хореографы творят не только ради заработка или мечты о мировой славе, они в поиске чего-то большего.

У наших хореографов огромный потенциал, но им пока выпадает мало шансов его реализовать. И если мне удастся подсветить каких-то талантливых балетмейстеров, то это будет здорово.

Перейдем к твоей программе в «Геликон-опере». Мне интересно поговорить о премьерном спектакле. Почему «Демон»?

Решающий фактор — Саша Могилев. Когда я увидел запись с его танцем, меня заворожила его пластика и то, что наш российский артист двигался так же, как европейцы, танцующие в NDT. И я стал следить за его творчеством. Мы встретились на проекте «Большие и маленькие», и как-то я ему сказал: «Саша, хочу, чтобы мы с тобой что-то сделали, потому что мне очень интересно современное направление». Мне хотелось, чтобы спектакль создавался на меня. Я в первую очередь ценю в постановках Саши наполненность, у него режиссерские работы, не поверхностные, они действительно заставляют задуматься. Это я люблю в балетах, особенно современных. И, конечно, мне нравятся русские мотивы, которые всегда присутствуют в хореографии Саши.

Сейчас я уже не помню, почему «Демон», почему Врубель. Было несколько тем, но именно «Демона» хотелось сделать Саше, в итоге мы все так углубились в этот процесс, что он нас просто поглотил.

Можно узнать немного о спектакле, как он построен?

В спектакле два мира. Первый — мир Врубеля, реальный мир художника, который ищет свое идеальное творение. Второй — мир Демона, в котором он живет сам по себе. В какой-то момент эти миры пересекаются, и уже каждый не может жить без другого. 

У нас Демон не зло, а существо, пытающееся исцелить свою душу.

Сколько длится спектакль?

30 минут. В нем три персонажа.

Музыка создавалась специально для спектакля?

Да, Саша предложил композитора Александра Муравьева, он с ним сделал уже три работы. Русские мотивы, о которых я говорил выше, присутствуют в его музыке.

 

Подробнее о вечере

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.