В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка «Дягилев. Генеральная репетиция», приуроченная к 150-летию со дня рождения импресарио. О запоминающихся экспонатах, спорных моментах и находках экспозиции рассказывает Алиса Асланова в своей авторской колонке.
В названии выставки заложены две отсылки, первая — к продюсерскому дару Сергея Дягилева, который, понимая важность промоушена своих балетов, зачастую приглашал прессу и критиков именно на генеральные прогоны. В описании к выставке заявлено, что экспозиция дает возможность оказаться за кулисами Ballets Russes, но можно ли считать несколько визиток, пуанты Тамары Карсавиной и немного фото с постановочными репетиционными кадрами закулисьем — большой вопрос. Это вовсе не значит, что на выставке нечего смотреть, — отнюдь, составлена она довольно интересно.
Все залы, кроме первого и последнего, разделены по постановкам «Русских сезонов», спектакли выбраны только те, которые галерея на данный момент в состоянии достойно представить.
Блокбастеров антрепризы практически нет, а те, что есть, скорее, могут разочаровать.
Уникальной эту выставку делают костюмы. Если говорить о духе дягилевских сезонов, то именно наряды передают их атмосферу. Затаив дыхание, рассматриваешь чудом уцелевший узор из шелкового шнура и металлической нити на женском костюме из балета «Весна священная» или поражаешься сохранившемуся колориту тканей, на которых, к большому сожалению, узор начинает заметно выцветать, а так хочется, чтобы время их не касалось…
Удивительным образом уцелевшие сапоги из «Половецких плясок» выглядят и блестят так, будто вчера сшиты. Они выполнены по эскизам Николая Рериха из кожи, которая вручную окрашивалась и украшалась мозаикой и узнаваемым татарским (казанским) швом.
Большую часть выставки занимают эскизы, и это тоже настоящие артефакты, поражающие своей детализированностью, сюжетом и цветами.
Обратите внимание на прорисовку убранства Шамаханской царицы и на эскиз панно по мотивам спектакля «Золотой петушок» авторства Наталии Гончаровой.
Масштабностью поражает эскиз декорации к балету «Жар-птица» Александра Головина, где мелкими мазками с использованием гуаши и бронзовой краски художник изобразил сказочное кощеево царство.
Из фотографий есть по-настоящему редкие кадры, почти все они представлены в последнем зале. Здесь вы можете увидеть Джорджа Баланчина в образе Кощея, Ольгу Спесивцеву в роли Кошки, Александру Данилову в роли Жар-птицы.
Вторая отсылка в названии выставки заключается в том, что Третьяковская галерея после завершения реконструкции планирует открыть зал Сергея Дягилева, и эта выставка лишь генеральная репетиция. Зачастую сам спектакль впечатляет намного больше, чем прогон, поэтому с нетерпением ждем открытия постоянной экспозиции, а пока сходите за вдохновением на «репецитию», ведь каждый экспонат — это история непревзойденной антрепризы.