Быть умным зрителем — искусство. Сегодня попытаемся разобраться, что в театре можно делать, а чего не стоит ни при каких обстоятельствах. А расставить точки над i мы попросили Тимофея Пименова, за плечами которого не один год танцевальной карьеры, магистратура МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Английское языкознание», и на данный момент, будучи аспирантом одноименной кафедры филологического факультета, он занимается лингвистическими и функциональными особенностями терминологии классического балета.
«Есть две мирные формы насилия: закон и приличия»
Иоганн Вольфганг Гете
Представьте: под первые же ноты бессмертной увертюры из «Щелкунчика», вызывающей маниакальное подергивание левого века у артистов, вы, вальяжно раскинувшись в креслах, в халате, нога на ногу, степенно, дрожащей от сладкой лености рукой подносите к алым, как кремлевские звезды, губам бокал шипящего весельем шампанского и, щурясь от щекочущих глаза и нос пузырьков, отпиваете, причмокивая во весь голос и издавая на выдохе протяжный стон блаженства, пока на сцене перед вами в поте лица выделывают cabrioles и sissonnes, обрамляя их battus, изящные, как арабская письменность, танцоры. Не правда ли, звучит как сказка? И сказкой этому и быть, ведь наяву между вами и вышеописанной идиллией непреодолимой бездной пролегает его величество театральный этикет.
Вы не думайте! Удовольствие от похода в музыкальный театр, особенно в период новогодних празднеств, ничуть не поблекнет от соблюдения некоторых принципиально важных правил поведения в светском обществе. В конце концов, этикет — это не только «умение зевать с закрытым ртом», как считала Брижит Бордо. Хорошие манеры и соответствующее поведение в стенах театра помогут вам освободиться от неприятных мыслей о своей грубой несочетаемости с вечностью искусства.
В чем секрет? Ну, первым делом позаботьтесь же о своем внешнем виде! Нет ничего ужасного ни в кроссовках, ни в спортивных штанах, ни даже в кепках — ужасно то, как они смотрятся на фоне мраморных лестниц, расшитых ковров и белых колонн. Поэтому, подбирая вечерний туалет, держите в голове театральный интерьер. И балюстраде может быть приятно, оттого что вы к ней прильнете, если на вас красивое, как сама жизнь, вечернее платье или мужской костюм. Тем более где, как не в театре, демонстрировать свои самые светские наряды.
Итак, с внешним видом разобрались, но остановиться на этом не можем, ведь впереди три акта, два антракта, сотни гостей, огромная елка и буфет — что с этим делать? Сначала посетите уборную, и не думайте, что я лезу не в свое дело. Поверьте, нет ничего хуже, чем с красными от напряжения глазами и выступающими на лбу каплями пота ждать окончания действия, чтобы пулей лететь в известное всем место. Никакого удовольствия от такого просмотра вы не получите, а потому не упускайте возможность лишний раз до начала представления или во время антракта отлучиться «припудрить носик».
Далее, святая святых любого театра — буфет. Не стану обманывать вас тем, что никакой вы не аристократ и с пилястрами сочетаетесь худо без бокала игристого в руках, — все вздор. Пить можете что душе угодно и в каком телу угодно количестве. Главное — в отведенных для этого помещениях. Ни шагу с бокалами и бутербродами в зрительный зал. Напоминаю очевидное: вы не в кинотеатре — вы в храме искусства. Не забывайте, что не только артист работает перед вами на сцене, но и вы, как гость, выполняете очень важную функцию. Искусство нуждается в умном зрителе, умеющем chainé отличить от fuetté. Для такого зрителя артисты готовы стараться и развиваться, не выдавая третью позицию за пятую.
Разумеется, если знание тонкостей балетной терминологии может показаться задачей со звездочкой, неподъемной зараз, то в чем точно нельзя себе отказывать, так это в прочтении либретто перед началом спектакля. Вся информация плавает в свободном доступе на просторах интернета — не поленитесь с ней ознакомиться. Шептаться с соседом во время действия, задавая ему вопросы типа: «Это кто в сорочке и почему она боится мышей?», «А только что она же танцевала?», «Куда они плывут?» и прочее — в величайшей степени неприлично. Напомню, что большинство балетов исполняется под живую музыку оркестра, а ваш шепот после пары бокалов в антракте может казаться шепотом только вам.
Прежде чем вы отправитесь покорять фойе музыкальных театров, я просто обязан напомнить вам о следующем: аплодисменты — это самый простой и естественный способ благодарности артистам за их труд, не пренебрегайте ими, даже если вас что-то не впечатлило. Если же впечатлило по-настоящему, можно крикнуть «Браво!» и не один раз. А после ни в коем случае не уходите из зала до полного закрытия занавеса. Нет ничего вульгарнее, чем прорываться через весь ряд зрителей, чтобы опередить очередь в гардероб, пока артисты еще стоят перед вами на сцене, кланяясь. Не зря же вы продумывали свой вечерний туалет — оставайтесь леди и джентльменами до конца!