Попасть на балет «Щелкунчик» хоть раз в жизни мечтает каждый зритель, а как к этому спектаклю относятся люди, которые работают в этом спектале в театре?
Мы отправились в Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и спросили дирижера, педагога-репетитора, артиста балета, помощника режиссера, билетера, концертмейстера и начальника цеха постановочного освещения о том, что для них значит балет «Щелкунчик».
Федор Безносиков
Дирижер
Я думаю, что объективно музыка балета «Щелкунчик» — самое популярное и узнаваемое произведение русской музыкальной академической культуры в мире, мне кажется, это самое исполняемое произведение, написанное русским композитором. Каждый человек, услышавший начало увертюры, танца Феи Драже, вальса цветов или pas de deux, неизменно узнает эту музыку в любой точке земного шара и почувствует настоящее новогоднее, рождественское настроение. В этом настроении и в самой магии создания праздничной атмосферы и кроется главный секрет данного балета, его гениальность и сила воздействия.
То, что я буду дирижировать балетом «Щелкунчик» вечером 31 декабря, в первый же мой сезон, когда я в принципе впервые буду дирижером на этом спектакле, для меня радость, которую я не могу выразить словами, столкновение с настоящим чудом. Уже сейчас предвкушаю, что буду испытывать в этот момент. Огромное счастье, которое я запомню на всю жизнь.
Анна Перковская
Педагог-репетитор
Это вызов для всей труппы, в том числе и для педагогов. Но мы каждый раз с энтузиазмом включаемся в работу, ведь именно в этот период появляется возможность проявить себя. Моя подготовка начинается примерно за неделю до начала репетиций, я готовлюсь самостоятельно: пересматриваю и сопоставляю видео постановочного процесса и последних спектаклей, перечитываю заметки. Очень важно вспомнить задумки балетмейстера, соблюсти стиль, структуру спектакля и восстановить нюансы хореографии. Эта подготовка сложна, но любовь к искусству и жажда творчества позволяют преодолевать все трудности.
Ирина Белавина
Помощник режиссера
Это двухнедельный новогодний «День сурка»!
Олег Страшкин
Начальник цеха постановочного освещения
Для меня этот спектакль как запах мандаринов, который напоминает, что вот-вот наступит Новый год.
Так как наш театр является репертуарным и каждый день мы монтируем и показываем разные спектакли, блок «Щелкунчиков» для нас кажется легче, чем единичный показ, так как подготовительная большая работа проходит только в начале блока, а дальше раз за разом — только проведение спектакля.
Евгений Поклитарь
Артист балета
Что такое новогодний блок «Щелкунчиков»? Все зависит от того, что ты в нем делаешь. Если тебе повезло и у тебя приятные танцы, за которые еще и неплохо платят, то это маленькие гастроли в рамках своего города. Атмосфера меняется, ты вроде бы на том же месте, но это не та работа, к которой привык за весь остальной год. А если у тебя плохая партия или много плохих партий и за это еще и мало платят, то это ад, геенна огненная. Поэтому все зависит от того, кто распределяет составы и решает твою участь в этом спектакле, ведь к Новому году хочется подойти в прекрасном настроении и успеть порезать салатики, убраться и постричь кота.
Ольга Боровая
Контролер-билетер
Новогодние «Щелкунчики» всегда оставляют двоякое впечатление: с одной стороны, это праздник, особенно нарядные зрители, танцующие разряженные дети, торжественная обстановка (наш театр очень красиво украшен к празднику), приподнятое настроение… Но для нас — работников службы зала — это очень тяжелый период, мы работаем по два спектакля каждый день и к Новому году уже настолько устаем, что сил не остается ни на что.
Анна Малышева
Концертмейстер балета
Когда начинается новогодний конвейер «Щелкунчиков», бывают ситуации, когда играешь нон-стоп пяти парам ведущих солистов одно и то же знаменитое pas de deux и не менее знаменитое «Снежное адажио». Видя у меня на лице застывшее выражение полного кайфа и восторга, артисты спрашивают: «Неужели тебе не надоело?» И я честно отвечаю: «Нет! Такая музыка надоесть не может!»
Не секрет, что музыканты любят на известные мелодии классических шедевров подставлять дурацкие слова. На первую фразу знаменитого адажио из второго акта «Щелкунчика» поют: «Где твои, Маша, сапоги?» Мы так и говорим: «Как только начинаем играть про сапоги, сразу пахнет мандаринами и елкой».