Рецензия

Новые поморские танцы

16.11.2023

В Архангельске завершился седьмой фестиваль современной хореографии «Прикосновение».

«ОК_НО» 
Текст: Екатерина Васенина

 

Фестиваль современного танца «Прикосновение» был придуман в Архангельске танцовщиком Николаем Щетневым. В 1998 году он основал театр «Другой танец» как лабораторию экспериментального танца, контактной импровизации и перформанса, с 2000 года начал организовывать «танцинтервенции» с контактной импровизацией на улице, в 2002-м создал архангельский центр современного танца «Танец без границ», в 2003-м провел первый фестиваль «Прикосновение».

В книге «Российский современный танец. Диалоги» (2005) он говорил: «У нас формируется свой зритель, есть понимающие люди во власти и культурной элите. Наша задача сейчас — проводить больше образовательных мероприятий, сотрудничать с другими культурными учреждениями». Состоялось пять фестивалей, потом была пауза более 15 лет. С 2022 года силами новых кураторов Сусанны Воюшиной и Дмитрия Мельникова фестиваль возродился на новом историческом витке на площадках Драматического театра имени Ломоносова при поддержке директора театра Сергея Самодова.

В октябре 2023 года были показаны семь спектаклей, которые посетили более тысячи зрителей, состоялись две лекции об истории отношений танца и драматического театра. Программы архангельского кинотанца и танцевальной лаборатории формировались по открытым заявкам. Танцдраматургами лаборатории стали Александр Любашин, Марина Ижецкая (Петербург) и Екатерина Галанова (Челябинск). Показы состоялись в «среднем формате» (зрители сидели на сцене, а задником стал противопожарный занавес основной сцены), на камерной сцене, в Абрамовском зале, посвященном писателю Федору Абрамову, и на площадке театра «Изба».

Театр танца «М’Арт»

Эскиз лаборатории «Прикосновения» 2022 года, сказка «Быль» Анастасии Змываловой, за год стал репертуарным спектаклем Архангельского театра драмы. Театр танца Анастасии Змываловой «М'Арт» — резидент театра и показывает свои спектакли на камерной сцене Архдрамы на регулярной основе. Сказка «Быль» — удачный пример разговорного танцевального спектакля. Текст сказки написала актриса Архдрамы Нина Няникова, его отличает притчевый слог и неизбывно актуальное содержание. Актер и музыкант-перкуссионист Леонид Федорушков ведет повествование про житье-бытье, про веру и не-веру от первого лица, а танцовщики «М’Арта» выступают в роли танцующего хора.

Начинается так: «Не жил не был один человек. Влетела ему раз в ум такая мысль: «Отчего это все вокруг жили-были, а я не живу не быву». Надо, значит, идти, житье-бытье добывать». Герой идет по свету, видит разное, пока не оказывается проглоченным чудищем. Опять возникает неопределенность с житьем и бытьем. Пластические импровизации «хора» и ритмические отбивки Леонида Федорушкова степенно сопровождают притчу. Из желудка герой слышит разговор с другим чудищем: «Ты здесь, и я здесь. Я люблю тебя. Пока я верю, так оно и будет». Скоро во тьме различится другой обитатель желудка — горлица, она обернется девушкой. «…Сидели они так год за годом в желудке у чудища. Сначала молчали. Потом говорить начали: «Ты живешь–бывешь — значит, и я живу-быву, я вижу, я верю», «Я живу-быву — значит, и ты живешь-бывешь, я вижу, я верю», «Мы живем и будем». Потом, чтобы никогда не разувериться, взялись они за ручки и полюбили друг друга. Жили-были люди внутри чудовища и верили, и любили.

А чудовище — оно всегда снаружи будет, что ж, не жить не быть теперь?!

Участники театра танца «М’Арт» очень артистичны, их пластические комментарии и рефлексии повествования героя прошиты теплой иронией и уютом свободы замкнутого мирка. Артисты носят в руках и в прическах клубки со спицами и вязанием: надо обживаться, где бы ты ни был. Преимущество этого спектакля — харизма артиста Леонида Федорушкова, его способность вести повествование спокойно и театрально «сказочно». Можно с уверенностью сказать, что благодаря работе театра танца «М’Арт» рождается новое лицо архангельского современного танца, с опорой на возможности драматического театра, на локальную языковую специфику.

Спектакль «Крапива» Марины Ижецкой и Екатерины Галановой начинается с просьбы танцхудожниц пустить по залу листочек, на котором зрители могут написать свои домашние ласковые имена или школьные обидные клички — те, что обжигают как крапива. Спектакль вообще об импульсе, который помогает быть здесь и сейчас, переживать ясно и остро свое состояние в текущем моменте. Хореограф и танцовщица Екатерина Галанова перед показом повредила ногу и выступала на костылях. Ее хореография была обусловлена размахом временных крыльев и возможностями стоп. Эмпатия к боли способствовала переживанию момента здесь и сейчас. Марина Ижецкая следом продублировала хореографический рисунок Екатерины, тоже на костылях, но кинестетическое переживание не повторилось. Так работает наша внутренняя «крапива» — ожог эмпатии, острое сопереживание увиденному.

«Колыбельная для Маяковского» московского «Я театра» Александра Исакова и Виктории Янчевской — об отличии публичного образа от домашней сути. Наверное, и о том, как мало певец революции получал домашнего тепла, которое бы уберегло его, убаюкало, отодвинуло от раннего ухода. «Для народа он сильный, громкий, смелый, решительный. А для любимой/любовницы маленький мальчик с охапкой сомнений и страхов». Виктория Янчевская от имени всех женщин Маяковского долго, раз за разом карабкается на высокого Исакова, садится ему на шею, и каждую он берет на ручки. Его хватает надолго, на многих. Но не навечно, и он умирает. И теперь уже Она, одна, маленькая Лиля Брик, берет на руки огромного Щена и несет в вечность, не подавая вида, насколько это тяжело.

«Колыбельная для Маяковского»

Спектакль «Аррр» московского хореографа Павла Глухова объездил множество фестивалей и продолжает завоевывать новых зрителей. Шесть лет назад руководителем воронежского драматического «Камерного театра» Михаилом Бычковым была создана танцевальная труппа, и артисты «Аррр» Игорь Прудской и Николай Гаврилин — ее участники. На музыку современного композитора Василия Пешкова Глухов создал драматический дуэт мужских эго, самовлюбленного и стесняющегося, полный виртуозных подсечек, поддержек, трюков. В хореографии, созданной мужчиной для мужчин, ощущается некая свобода, понимание заложенных возможностей. И хотя местоимение «Я!» как «я существую и могу наконец прокричать о себе всему миру» звучит только в самом конце, когда стеснение одного выбивается кулаками и смехом другого, суггестия движения Гаврилина и Прудского как артистов драматического театра ощущается на всем протяжении спектакля.

«Проявленность» педагога по соматическим практикам Академии имени Вагановой Ивана Сачкова и опытного хореографа, педагога, танцовщицы Галины Грачевой проверила зрителей на терпение и внимательность своим экстрамедленным темпом движений. Этот тщательно простроенный контактный дуэт сначала вызвал недоумение в зале (на шестичасовых показах каждый день было много школьников по «Пушкинской карте»), потом заставил подключиться и сонастроиться на восприятие глубокого соматического контакта, явленного на сцене. Такое онтологическое восприятие мужчины и женщины друг другом стало уроком бережного и чуткого телесного поведения.

Спектакль-лекция «ОК_НО» проекта IZOTOP.LAB в постановке Ярослава Францева и хореографии Анны Румянцевой посвящен изучению онкологии. Драматургической основой стали реальные истории пациентов, находящихся на этапе ремиссии, интервью с врачами-онкологами, научные исследования об онкологических заболеваниях, причинах их возникновения и достижениях российской медицины в борьбе с раком. Куратором архангельской части диптиха (вторая часть поставлена в Нижнем Новгороде) выступил Михаил Юрьевич Вальков — практикующий врач-онколог, заведующий кафедрой лучевой диагностики, лучевой терапии и онкологии Северного государственного медицинского университета.

Спектакль-лекция «ОК_НО» — синтез документального театра, современного танца и авторской аудиоинсталляции. За литературную основу взяты интервью больных, врачей, рецепты из интернета, а также фрагменты «Превращения» Франца Кафки, те, где Грегор Замза глубоко переживает свое превращение из человека в отвратительное насекомое. Множество кассетных плееров создают полифоническое звучание внутренних переживаний «Грегора Замзы», а палочки-светильники — как светящиеся мечи джедаев-воинов, готовых вступить в битву с болезнью. Истории, ставшие драматургической основой спектакля, показывают ценность желания поправиться, хотя в спектакле есть глава «Ремиссия», а есть и «Рецидив». Артисты предлагают зрителям бросить кубики, меняющие последовательность глав на каждом показе. И всегда главным оказывается одно — намерение выздороветь.

Спектакль «ОК_НО» идет в репертуаре Архдрамы и связывает незримыми нитями «Прикосновение» 2020-х с «Прикосновением» нулевых — Николай Щетнев тоже мыслил современный танец социально ответственным искусством и несколько лет работал в реабилитационном центре для детей с ДЦП, проводил мероприятия DanceAbility.

Фестиваль «Прикосновение», его новая итерация, без сомнения, обрел лучшую площадку в пространствах Архангельского театра драмы имени Ломоносова. Она дает возможность проводить лаборатории, мастер-классы, лекции, полномасштабные зрелищные пластические спектакли, а территория вокруг театра — и показы в жанрах уличного театра и сайт-специфик. Современный танец — это часть остроактуального искусства, и оно может быть очень интересным и объединяющим людей. Думаю, архангельский современный танец еще заявит о себе.

 

 

Фото Эдуард Евсиков, предоставлены пресс-службой Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова.

Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.