Ноябрь — один из самых интенсивных и насыщенных балетными событиями месяцев в театральном сезоне. В новый гид мы включили фестивали балета, программы из премьерных постановок, дебюты и показы кинотанца.
1, 2, 3, 4 ноября — на площадке Томского государственного университета пройдет фестиваль «И это, по-твоему, искусство?», который в этом году получил статус всероссийского. Фестиваль будет представлен образовательной, конкурсной, просветительской и культурной программами.
2 ноября — в балете «Марко Спада» дебютируют артистка балета Большого театра Кристина Петрова в роли Маркизы Сампьетри и первый солист балета Марк Чино в партии Князя Федеричи.
2, 3 ноября — в рамках цикла Musica Antica в Атриуме МАМТа пройдет концерт-променад «Месье Фейе и старинный трактат», программа которого состоит из барочных танцев и произведений вокально-инструментальной музыки эпохи барокко в исполнении артистов балетной и оперной трупп театра. Хореограф-реконструктор — Наталия Кайдановская. Барочный танец будет впервые восстановлен на профессиональной сцене в России.
3 ноября — в балете «Марко Спада» Большого театра России впервые выйдут на сцену солистка балета Мария Кошкарева в роли Анжелы и артист балета Иван Поддубняк в партии Графа Пепинелли.
5, 6 ноября — в концертном зале «Зарядье» фестиваль Context. Diana Vishneva представит новый проект «Белая комната» хореографа Павла Глухова в исполнении труппы Context, в котором музыка, танец и пространство вступают в концептуальную игру. Композитор Владимир Мартынов под этот проект написал музыку для одного из крупнейших органов в Европе, который был спроектирован специально для зала «Зарядье».
5, 6 ноября — на сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля пройдет VII Фестиваль современного балета StagePlatforma. В программе каждого из вечеров — балеты «Тесла» (премьерный) и «Личности Миллигана».
5, 6 ноября — в Пермском театре оперы и балета будут последний раз показаны одноактные балеты «Конькобежцы» Фредерика Аштона, «Когда падал снег» Дагласа Ли и «Зимние грезы» Кеннета Макмиллана.
7 ноября — проект TheatreHD выпустит на большие экраны балет «Кармина Бурана» хореографа Эдварда Клюга, в основу которого легла эпическая кантата Карла Орфа, написанная в начале XX столетия по манускриптам XIII века, — средневековые размышления о человеческой судьбе и ее переменчивости. В спектакле задействовано 150 артистов балета, оркестр, солисты оперы и хор.
6, 7 ноября — в рамках театрально-просветительского проекта к 120-летию со дня рождения Владимира Бурмейстера «Время Бурмейстера» в МАМТе на Малой сцене и в Музыкальной гостиной пройдут семинары, на которых с докладами выступят балетоведы и исследователи. Маргарита Дроздова и Михаил Крапивин проведут мастер-классы, где будет показана работа над хореографией Бурмейстера. Регистрация на мероприятие начнется 5 ноября.
8, 9, 10 ноября — МАМТ представит премьеру вечера балетов «Место во Вселенной», состоящего из двух постановок российских хореографов — «Перигелий» Славы Самодурова и «Знаем благую весть» Максима Севагина.
9 ноября — на сцене Кремлевского дворца будут показаны лучшие работы проекта Postscript. Организатор, компания MuzArts, в честь своего 10-летия покажет четыре самых известных своих балета: «Франческа да Римини» в постановке Юрия Посохова, «Фавн» бельгийского хореографа Сиди Ларби Шеркауи, «Минотавр» испанца Патрика де Бана, а также Postscript англо-испанского хореографического дуэта Пола Лайтфута и Соль Леон, который стал номинантом национальной театральной премии «Золотая маска — 2022».
10 ноября — в театре «Провинциальные танцы» состоится вечер современной хореографии и кино: триптих по мотивам спектакля «Чистое, хорошо освещенное место». Данс-спектакль «Чистое, хорошо освещенное место» передает идею поиска «своего места» и служит началом ее художественного переосмысления средствами кино. Сценическая версия спектакля дала импульс созданию двух короткометражных произведений.
В первом отделении будет исполнен спектакль «Чистое, хорошо освещенное место» Александра Гурвича.
Во втором — open-talk и показ фильмов образовательного проекта фестиваля киноискусства «Ноль плюс»: фильмы «Освещенное место» режиссера Дины Верютиной и «В поисках движения» Юрия Мокиенко.
13, 14, 15 ноября — в рамках выставки «От утопии к театру» в центре «Зотов» будет показана новая работа труппы musicAeterna Dance. Танцевальный спектакль-фантазия «Мистерия про Это» — посвящение постановке Всеволода Мейерхольда «Мистерия-буфф», приуроченное к 150-летию режиссера. Авторы постановки превращают танцевальную труппу в хор: танцовщики становятся частью музыкальной партитуры, работают с дыханием, голосом и речью. Музыку создает Кирилл Архипов, хореографию — Анастасия Пешкова.
17 ноября — на сцене Кремлевского дворца выступит Испанский театр фламенко Рафаэлы Карраско с новым спектаклем «Ночь. Архитектура бессонницы». Гастроли труппы в Москве пройдут в рамках международного фестиваля искусств «Дягилев P.S.».
21 ноября – в партии Принцессы Авроры в балете «Спящая красавица» впервые выйдет на сцену прима-балерина Большого театра России Элеонора Севенард.
22, 23, 24 ноября — в честь столетия со дня рождения Ролана Пети Михайловский театр покажет балет «Собор Парижской Богоматери». В 2021 году Луиджи Бонино — хранитель традиций и ассистент Ролана Пети — перенес балет в Новосибирск, и именно этот спектакль будет показан в Петербурге. Главные партии готовят Анжелина Воронцова, Приска Цайзель, Анастасия Соболева, Иван Зайцев, Виктор Лебедев, Никита Четвериков, Эрнест Латыпов, Данила Хамзин, Михаил Баталов.
23, 24 ноября — на сцене Саратовского театра оперы и балета пройдет премьера балета «Медный всадник».
24 ноября — артистка балета Большого театра России Таисия Коновалова дебютирует в партии Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро».
24 ноября — на Новой сцене Александринского театра пройдет вечер двух спектаклей. «В зеркале точно себя я не вижу» — хореограф Ксения Семенова рассказывает историю двух сестер, пытающихся найти общий язык. «Сейчас вылетит птичка» — хореограф Ксения Крылова стирает границы времени, доказывая, что существует исключительно момент настоящего.
26, 27 ноября — на Новой сцене Александринского театра состоится премьера балета «Кроткая» Алексея Кононова по повести Федора Достоевского.
27 ноября — в партии Гамзатти в балете «Баядерка» дебютирует солистка балетной труппы Михайловского театра Екатерина Одаренко.
28 ноября — в балете «Баядерка» в партии Никии дебютирует прима-балерина МАМТа Анастасия Лименько, в партии Гамзатти — солистка балета Анастасия Смирнова.
29, 30 ноября — в партии Гамзатти в балете «Баядерка» дебютируют артистки балета Большого театра России Дарина Мосеева (29 ноября) и Полина Нецветаева-Долгалева (30 ноября).
Фестиваль «Дягилев P.S» 2024
6 ноября — программа откроется на сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» спектаклем «Отель» китайской труппы «Студия Ли Син» хореографов Ли Син и Ли Чжао.
12 ноября — премьера Урал Балета в Петербурге: «Сказки Перро» будут исполнены на сцене Большого драматического театра имени Товстоногова. Из десяти сказок Шарля Перро были выбраны четыре: «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Синяя Борода» и «Мальчик-с-пальчик».
13 ноября — в гранд-отеле «Мойка 22» пройдет паблик-ток «Современные хореографы и современные композиторы» в сотрудничестве с Союзом композиторов России. Будет обсуждаться специфика совместной работы над спектаклем: в чем заключается особенность музыки для хореографов, с какими трудностями приходится сталкиваться.
18 ноября — на сцене Александринского театра пройдет вечер современной хореографии «Танцуем для Дягилева». Зрители увидят фрагменты, созданные в предыдущие сезоны в российских танцевальных труппах. Максим Севагин, Слава Самодуров, Юрий Посохов, Кирилл Радев, Константин Семенов, Ксения Тернавская покажут многоликость современного балета. Среди сюрпризов — хореографические опусы, которые не встретить в текущих репертуарах ни одного из театров, и фрагмент премьеры одной из ключевых трупп.
21 ноября — постановка «Ночь. Архитектура бессонницы» Испанской танцевальной компании Рафаэлы Карраско будет показана в театре-фестивале «Балтийский дом». В работе хореографа и режиссера Рафаэлы Карраско и драматурга и поэта Альваро Тато музыка и танец фламенко достигают нового уровня исследования и познания музыки и танца.
25 ноября — на сцене Александринского театра представят петербургскую премьеру балета «Литургия» в исполнении «Каннон Данс». «Литургия» — это неосуществленный проект Сергея Дягилева. Композитор Сергей Ахунов создал партитуру на основе древнерусского строчного пения и аллюзий на музыку Стравинского, а хореограф Ольга Цветкова сочинила пластический рисунок, в котором сочетаются мотивы из постановок «Русского балета», движения из физкультурных парадов и оживленная пластика картин на религиозные сюжеты.
IX Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский» на Приморской сцене Мариинского театра
14, 15 ноября — артисты Мариинского театра впервые во Владивостоке покажут балет «Анюта».
16, 17 ноября — впервые на дальневосточной сцене артисты Мариинского театра исполнят балет «Коппелия».
Осенний фестиваль современного танца Санкт-Петербурга «Пятилетка. Предисловие»
21 ноября будут показаны:
- «Парадоксы» — новая работа корейского хореографа Суджон Ким для «Каннон Данс». В спектакле звучит музыка Чайковского, Ника Кейва, Маарьи Нуут, Данхейма и других. Суджон Ким о своей работе: «Эта постановка отражает парадоксальную, своеобразную часть моей картины мира».
- «Дом Бернарды Альбы» хореографа Алисы Панченко — пластический спектакль по одноименному произведению Федерико Гарсиа Лорки, вдохновленный темами запретов, ограничений, желаний, страстей и жаждой свободы и любви.
- «Композиция 09» — танцевальный перформанс хореографов Айсылу Мирхафизхан и Тимура Ганеева о восприятии и реакции.
- I smile when you smile в постановке Ксении Семеновой.
22 ноября будут исполнены:
- «Территория» — постановка Саши Кукина, она содержит ключевые моменты: минимализм, 4-, 8- и 16-тактовые фразы, расширяющие территорию танца, игру с гравитацией.
- «Три» — образная миниатюра хореографа Елизаветы Тарабановой, вобравшая в себя множество понятий о триединстве в исполнении танцевальной компании «Полуночники».
- «Фрог» — постановка Даны Сапир и Ротема Винера Чайковского (Израиль) для детского театра танца «Каннон Данс». Образ лягушки здесь становится символом той искренности, которую важно сохранять, даже когда мир требует серьезности.
- «Дзесей» хореографа Таи Савиной, в основе которого лежит японский танец Мау, наполненный абстрактными символами, формами и геометрией.
- «Искажение» в хореографии Евгения Демидова. Работа вдохновлена художниками-абстракционистами, для которых главным является передача содержания через цвет, ритм, пространство и ассоциации.
- «Веро (я) тность» — работа студентов третьего курса программы бакалавриата «Искусство современного танца» СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова в рамках модуля по композиции танца. Отправной точкой для работы выбраны определения системы и хаоса.
Текст: Елизавета Емелькина