С 7 по 11 апреля в Йошкар-Оле пройдет очередной Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов в номинации «Характерный и народно-сценический танец».
Народно-сценический танец — жанр уникальный, рожденный в Советском Союзе в середине прошлого века. У его истоков стоял выдающийся хореограф Игорь Александрович Моисеев, соединивший законы классического танца с богатством многовековых фольклорных традиций и филигранное мастерство с бьющими через край эмоциями народной пляски. Покорив весь мир, он до сих пор остается достоянием отечественной культуры. Естественным было появление номинации «Народно-сценический танец» в программе Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов в 2013 году. С тех пор прошло не так уж много лет, но благодаря своему высокому уровню конкурс приобрел репутацию главного форума танцоров-народников. На этот раз в оргкомитет поступило 154 заявки из 34 городов России. А в очном состязании на сцене Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева будут участвовать 106 конкурсантов из 27 городов.
Жюри конкурса, куда вошли мастера народного и характерного танца, возглавит народный артист СССР Борис Акимов. В преддверии открытия этого крупного форума он поделился с нами своими мыслями о народном танце.
Народный танец для меня важен и очень интересен. По сути, это база всего хореографического искусства. Все идет от народного танца. Он существовал еще в древние времена, когда каждую эмоцию люди выражали в танце. Все стили и ветви хореографии вышли из народного танца.
В Советском Союзе народно-сценический танец получил грандиозное развитие, Игорь Александрович Моисеев создал сам этот жанр. Он был классическим балетмейстером, но его творческая фантазия, знание фольклора и любовь к нему позволили создать уникальный ансамбль. Сначала его репертуар состоял из танцев народов СССР, а потом туда вошел и мировой фольклор. Каким интересным и плодотворным периодом для развития нового жанра стала середина прошлого века! Вслед за Игорем Александровичем в союзных республиках стали появляться блистательные коллективы народного танца во главе с талантливыми хореографами: ансамбль П. Вирского на Украине, молдавский «Жок», «Бахор» в Узбекистане, ансамбль Сухишвили — Рамишвили в Грузии — вот лишь немногие названия. А если взять еще ансамбли автономных республик, коих было немало, то складывается огромная палитра красок народного танца. И каждый ансамбль имел свое лицо, свои особенности. А какие выдающиеся хореографы работали в танцевальных группах народных хоров: Татьяна Устинова — ее еще называли «великой хороводницей», — Михаил Годенко. Здесь же надо упомянуть и Надежду Надеждину, создавшую неповторимый стиль «Березки». Таких ансамблей нет и не было нигде в мире — только в нашей стране.
Тогда же была открыта уникальная школа изучения народного танца. Думая о будущем, Моисеев создал свою школу. Это был очень мудрый шаг. Ребята с детства знали репертуар, а главное — продолжали исполнительские традиции ансамбля. В хореографических училищах также были созданы отделения народного танца. Помню, когда я учился в Московском хореографическом училище, Игорь Александрович часто заезжал на народное и классическое отделения — высматривал будущие кадры.
Меня всю жизнь интересовал русский фольклор. Я с детства жил в его атмосфере. Мой папа пришел из самодеятельности в ансамбль Моисеева. Он был из первого набора. Потом он перешел в танцевальную группу хора Пятницкого, а затем в Краснознаменный ансамбль. Я любил народную музыку, занимался по классу баяна. И даже уже будучи классическим танцовщиком, не забывал о народном танце: ставил кадрили, танцевал их в концертах вместе с партнершами из Большого театра. Я всегда интересовался, как и чем живут народные ансамбли — не упускал возможности посмотреть концерт моисеевцев или «Березки» в зале Чайковского. А концерты-смотры в Кремлевском дворце съездов, куда приезжали коллективы народного танца со всей страны?! Потрясающее было зрелище!
Артист-народник имеет совершенно особый взгляд на танец. Когда я преподавал в ГИТИСе композицию классического танца, у меня среди студентов было несколько человек из ансамбля Моисеева. Меня поражало, как они нестандартно мыслили при постановке номеров. Они видели композицию номера совсем не так, как классики. И мне это было безумно интересно.
Радует то, что все эти великие ансамбли народного танца не только сохранены, но и продолжают развиваться. Молодые танцовщики исполняют традиционный репертуар, ставший уже классикой народного танца, но наполняют его другим содержанием, иными эмоциями.
Люблю повторять слова Пушкина: «Культура народа определяется по тому, как он к ней относится». Народный танец — это жемчужина нашего отечественного искусства. И его необходимо всеми силами сохранить. В разное время к нему относились по-разному. В 90-е годы прошлого века некоторые считали его пережитком. А сегодня, слава Богу, интерес к народному танцу огромен. Совсем недавно Дом народного творчества проводил смотр коллективов народного танца со всей России. Я в качестве члена жюри просмотрел огромное количество коллективов и был поражен оригинальностью и новизной отдельных постановок. Воочию убедился, что народный танец не застыл на уровне фольклорного музея — он активно развивается. Развивается даже в глубинке при всей сложности жизни. Думаю, потому, что он близок нашей душе. Танец для нашего народа — больше, чем танец.
Очень хорошо, что есть Всероссийский конкурс народно-сценического танца. Жду, что увижу новые таланты, новые коллективы. Жду новых радостных открытий.
Беседовала Анна Ельцова.