Рецензия

«Анюта». Герои Чехова на Бурятской сцене 

23.10.2025

«Возьмите газетку!» — в день премьеры балета на музыку Валерия Гаврилина «Анюта» в фойе Бурятского театра оперы и балета им. Г. Цыдынжапова шустрые мальчишки в серых холщовых рубашках и картузах предлагали зрителям оригинальный буклет к спектаклю, оформленный в виде газеты дореволюционного образца на желтой шершавой бумаге. В ней: рассказ Антона Чехова «Анюта», заметка о балах в России и положение об ордене Святой Анны — все, чтобы ввести зрителя в атмосферу спектакля.


 

Театр открыл свой 86-й сезон премьерой балета Владимира Васильева неслучайно. Увидеть «Анюту» на сцене своего театра давно мечтал главный балетмейстер Баярто Дамбаев. Эта мечта осуществилась благодаря двойному юбилею: в 2025 году исполнилось 165 лет со дня рождения Антона Чехова и 85 лет Владимиру Васильеву. Наконец, эта хореодрама идеально вписалась в репертуарную стратегию, проводимую дирекцией бурятского театра: предлагать зрителю общепризнанные шедевры разных эпох, популяризуя русскую классику, справедливо полагая, что прикосновение к ней поднимает общий уровень труппы и формирует вкус публики. В репертуаре бурятского театра есть как классические балеты: «Жизель» и «Лебединое озеро» (и даже такая редкость, как «Талисман» Дриго — Петипа), — так и советские драмбалеты: «Красавица Ангара» с фрагментами хореографии Игоря Моисеева и «Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского. В 2022 году Михаил Лавровский лично перенес на сцену бурятского театра знаменитую постановку отца. На сегодняшний день «Анюта» идет более чем в десяти театрах России, включая Большой и Мариинский. И самой восточной точкой ее триумфального шествия по стране стал Улан-Удэ.

«Анюта», пожалуй, самое удачное творение Васильева-хореографа. Она создавалась в 1982 году как фильм-балет и уже в этом качестве завоевала признание зрителей. Фильм был показан в 114 странах мира и получил несколько призов на международных и всесоюзных кинофестивалях. В 1986 году «Анюта» вступила на балетную сцену: премьеры состоялись в неаполитанском Театре Сан-Карло, а затем и в Большом. Екатерина Максимова заново отрепетировала, а вернее, переосмыслила партию главной героини под руководством Раисы Стручковой. (Они проработали вместе в течение десяти лет.) Премьеру в Большом встретили восторженно. По воспоминаниям Владимира Васильева за кулисами «только что не христосовались». Появление этого балета — радость для публики и вызов для труппы — уж больно высок уровень актерских и хореографических задач. Бурятский театр этот вызов принял и оказался победителем. С января шла подготовка: педагоги-репетиторы Татьяна Муруева, Юрий Муруев, Лариса Башинова, Елена Дамбаева, Иннокентий Иванов готовили два состава участников. Одновременно в декорационных, весьма небольших, цехах кипела работа под руководством главного художника театра Алексея Амбаева и художника по костюмам Татьяны Тышкеновой. Все работали самоотверженно, иногда оставаясь на ночь. Немного позднее к постановочной группе присоединились ассистент хореографа Андрей Меланьин и художник Виктор Вольский. Премьерные показы состоялись 26 и 27 сентября.

Аюша Аюшеев — Модест Алексеевич

Балет «Анюта» родился из музыки Валерия Гаврилина — «современного Мусоргского» по определению Георгия Свиридова. Когда-то она буквально очаровала автора сценария Александра Белинского и самого Владимира Васильева, ставшего хореографом спектакля и одновременно исполнителем роли отца героини Петра Леонтьевича. «Слова Чехова и музыка Гаврилина слились воедино и обрели реальность в движении и пластике всех персонажей», — сказал Владимир Викторович о своей постановке. В день премьеры за пультом стоял главный дирижер театра, представитель петербургской дирижерской школы Валентин Богданов. Небольшой оркестр звучал слаженно, точно передавая все нюансы гаврилинской партитуры: от щемящей грусти до комичного гротеска. Великолепные декорации Виктора Вольского переносили в провинциальный русский городок с сияющими куполами собора, двухэтажными уютными домами, уходящими вдаль липовыми аллеями бульвара. Бурятские артисты, эмоциональные по природе, старались вжиться в чеховских персонажей, донести до зрителя глубину их переживаний, раскрыть внутренний мир. Многим это удалось. Обе исполнительницы заглавной партии, Харука Ямада и Александра Богданова, создали яркие, абсолютно разные образ героини.

Прима Бурятского театра Харука Ямада, выпускница Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца, была приглашена в труппу Морихиро Иватой в 2018 году. Она известна широкой публике по проекту «Большой балет» телеканала «Культура». В репертуаре балерины партии в классических балетах, требующие виртуозности исполнения: Одетта-Одиллия, Жизель, Медора, Дамаянти в старинном «Талисмане». Для нее, как и для многих японских балерин, важны точность и чистота хореографической фразы, академизм исполнения. Как призналась Харука, она сама поначалу не верила, что сможет перевоплотиться в чеховскую героиню. Но постепенно в ходе работы над ролью пришло понимание образа. В спектакле нет четких временных рамок, он состоит из воспоминаний героини, яркой вспышкой высвеченных в подсознании. Героиня Харуки Ямады «читает жизнь свою». Вот она застыла от горя на похоронах матери, вот переживает самые светлые моменты жизни в адажио со Студентом — Александром Абашеевым. Артисты убедительно передали всю гамму чувств своих героев: от застенчивой нежности до безграничного счастья. А дальше — измена своей любви — брак по расчету с нелюбимым и страшным Модестом Алексеевичем. Суета провинциального бала, романы с Артыновым и Его сиятельством, дающие возможность забыть о безрадостном семейном бытии. Анюта Харуки Ямады находится в конфликте с самой собой: в душе она презирает мужа и назойливых поклонников, презирает и саму себя за ту жизнь, которую ведет. Но изменить уже ничего не может. Печальным виденьем она появляется в финальной сцене на катке, встречая и Студента, и спившегося отца с двумя братьями-гимназистами. Анюта уносит горечь этих встреч в своем сердце, заставляя зрителя размышлять о ее дальнейшей судьбе.

Харука Ямада — Анюта

Совсем иной предстала героиня Александры Богдановой, молодой звездочки труппы, выпускницы Бурятского хореографического колледжа. Ее Анюта похожа на заигравшегося ребенка. Она искренне рада вырваться из нищеты отцовского дома. Яркие краски бала ослепляют неискушенную девушку, от комплиментов кружится голова. Она расцветает от ухаживаний Артынова, ей лестно внимание Его сиятельства. Кульминацией чувств героини стала знаменитая тарантелла, с хореографическими трудностями которой балерина справилась блестяще. Легкой бабочкой проносится Анюта Богдановой в финальной сцене на катке. Веселье рождественских гуляний настолько увлекают ее, что она просто не замечает стоящих поодаль отца с братьями.

Во втором составе Модест Алексеевич Аюши Аюшеева абсолютно покорил зрителя. Обладая ярким актерским дарованием, темпераментный артист убедительно передавал все мысли и чувства своего героя, проживая его жизнь здесь и сейчас. Модест Аюшеева то надутый и ограниченный, то жестокий и высокомерный, то жалкий и подобострастный каждый раз вызывал овацию зрительного зала. Монолог с орденом Святой Анны стал кульминацией роли — вот где Модест, отбросив все условности, становится самим собой! Врожденная музыкальность позволила Аюшееву безупречно справиться с достаточно сложной характерной хореографией партии. По словам самого танцовщика, он получил большое удовольствие от роли Модеста. Впрочем, Аюша Аюшеев из тех артистов, что получают удовольствие от каждого выхода на сцену. Достаточно упомянуть, что в первом составе он блестяще исполнил партию Сплетника.

Аюша Аюшеев — Модест Алексеевич

Солисты и кордебалет Бурятского театра танцевали васильевскую «Анюту» с видимым удовольствием. Балет «пришелся впору» бурятским танцовщикам. Труппа доказала, что может на достойном уровне станцевать спектакль, поставленный на столичных звезд. Впрочем, она доказывала это неоднократно: в 2022 году, успешно пройдя испытание великой постановкой Леонида Лавровского «Ромео и Джульетта», а премьера 2020 года, балет «Талисман» Дриго — Петипа в редакции Алексея Мишутина, была выдвинута на национальную премию «Золотая маска» сразу по нескольким номинациям.

Интерес к бурятскому балету возродился с приходом на пост его художественного руководителя звезды Большого театра Морихиро Иваты в 2012 году. Деятельный японец «перезапустил» труппу: обновил репертуар, пригласил в театр в качестве солисток сильных японских балерин. С тех пор интенсивная художественная жизнь в труппе не прекращается. Сегодня ее определяют молодой энергичный директор Дмитрий Дылыков и художественный руководитель балета, заслуженный артист России Баярто Дамбаев. За четыре года сделано немало. Состав труппы постоянно обновляется за счет талантливых выпускников Бурятского хореографического колледжа (при том что в труппе опять появились японские балерины). Каждый год выходят новые спектакли. Дмитрий Дылыков запустил смелый проект — фестиваль «Балет на Байкале», в этом году получивший поддержку Президентского фонда культурных инициатив. За четыре года он превратился в международный балетный форум, в котором уже приняли участие Георгий Исаакян, Андрис Лиепа, молодые звезды Большого Арина Денисова и Денис Захаров, а также ведущие солисты бурятского и монгольского балета. Театр продолжает сотрудничество с балетмейстером-постановщиком Александром Мишутиным. В планах — очередное возобновление забытого шедевра Мариуса Петипа «Бабочка». Цель амбициозная, но у бурятских артистов есть талант, хорошая хореографическая подготовка и воля к победе — все, что нужно для покорения очередной балетной вершины.

Баир Цыдыпов — Его сиятельство

 

Автор: Анна Ельцова 

Фото: Дарья Шатова
Новые материалы и актуальные новости в нашем телеграм-канале.