Январский RECAP

31.01.2022

Если в череде праздников и послепраздничной суеты вы не уследили за балетными новостями в январе, журнал «Балет» сделал это за вас.

Январь выдался богатым на события в балетном мире, особенно в Москве, которую практически не затронули ковидные ограничения, если не считать 70% наполняемости зрительных залов.

Традиционно месяц начался с показов праздничных «Щелкунчиков», вернее, продолжился с декабря после буквально одного выходного дня 1 января. Один только Большой театр выдал девять «Щелкунчиков» со 2 по 7 января, а в сумме с декабрьским прокатом — целых 24. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко в последний раз показал версию Василия Вайнонена. В следующем сезоне театр представит новую редакцию Юрия Посохова.

К слову, не все мировые театры смогли выстоять под натиском эпидемиологической обстановки в рождественские праздники. Например, New York City Ballet был вынужден приостановить показ культового «Щелкунчика» Джорджа Баланчина в конце декабря, не успев показать всего несколько оставшихся спектаклей с 27 декабря по 2 января (прокат «Щелкунчика» в NYCB начался аж 26 ноября и все равно держался на сцене в течение целого месяца). Позже руководство NYCB приняло решение отменить все спектакли до 26 января включительно, но уже 27 числа труппа вернется на сцену с программой New combinations (Partita Джастина Пека, Summerspace Мерса Каннингема и DGV: Danse à Grande Vitesse Кристофера Уилдона), а 28 января с опозданием отпразднует прошедший день рождения Джорджа Баланчина (22 января 1904 года) программой All Balanchine («Моцартиана», «Рубины», «Вальс»).

Большой театр же чествовал Мистера Би он- и офлайн: в воскресенье 23 января на исторической сцене были показаны «Драгоценности», трансляцию можно было посмотреть в кинотеатрах по всему миру и на YouTube-канале театра. Ведущую партию в «Бриллиантах» исполняла Светлана Захарова, ее партнером выступил Якопо Тисси, который 2 января был возведен в премьеры.

Вместе с Тисси высшего звания также удостоился Игорь Цвирко (предыдущее повышение такого рода последний раз происходило в театре в октябре 2020 года, когда премьером объявили Дениса Савина). В тот же вечер Елизавета Кокорева стала первой солисткой Большого театра. Спустя три недели, 23 января, в театре прошла вторая волна продвижений по карьерной лестнице: Давид Мотта Соарес стал ведущим солистом, а юная звезда Ева Сергеенкова — первой солисткой. 

Повышение Евы Сергеенковой является, возможно, одним из самых значительных карьерных событий в Большом театре. Балерина окончила МГАХ (класс Марины Леоновой) и была принята в Большой лишь в 2021 году. Уже в октябре Ева станцевала повелительницу дриад в «Дон Кихоте», а в ноябре — ведущую роль в «Бриллиантах» Баланчина вместе с Артемием Беляковым. 14 января 2022 года Сергеенкова вышла в партии Одетты-Одиллии (партнером снова выступил надежный Артемий Беляков), а такие юные лебеди «рождаются» в Большом крайне редко. Крайне успешный ввод в главную партию «Лебединого озера» стал ключевой заявкой на успех: всего за полгода в театре Сергеенкова прошла половину пути к высшему званию.

Из других дебютов января стоит отметить Раймонду Элеоноры Севенард (10 января, Жан де Бриен — Якопо Тисси). И «Раймонду» (уже редакцию, а не роль) Тамары Рохо в English National Ballet в Лондоне (18 января). Для Рохо этот балет стал дебютным в качестве хореографа. Помимо переосмысленной хореографии Петипа, Рохо также представила историю в новом контексте. Вместо рыцарей, крестовых походов и сарацинов на сцене теперь идет Крымская война (в разгар 1854 года), Раймонда воплощает собой идеалы женской независимости и эмансипации, работает медсестрой и не может определиться между военными из войск коалиции: Джоном (Британия) или Абдур Рахманом (Османская империя). «Она идет на войну не за Джоном, у нее свое призвание», — сказала Рохо в одном из интервью. Не все критики благосклонно приняли результат. Один из опытнейших танцевальных критиков Аластер Маколей написал, что Рохо «изнасиловала и Петипа, и Глазунова».

Несмотря на некоторые противоречивые отзывы, эта масштабная работа стала лебединой песней Тамары Рохо после десяти лет руководства труппой в Лондоне. 11 января было официально объявлено, что она возглавит San Francisco Ballet, где станет первой женщиной на посту художественного руководителя. Премьер Исаак Эрнандес переходит в SFB вместе с ней. Также 14 января стало известно, что English National Ballet покидает Мария Кочеткова.

Новый год и Рождество были не единственными праздничными днями. Кроме уже упомянутого дня рождения Баланчина, театры отметили юбилеи других мэтров танца. 1 января могло бы исполниться 95 лет Морису Бежару. Хоть театры в этот день отдыхали, профессиональное сообщество не пропустило эту дату.

2 января исполнилось 95 лет Юрию Григоровичу, в честь своего главного хореографа Большой театр устроил фестиваль балета. Со 2 по 18 января на исторической сцене прошли спектакли «Щелкунчик», «Спартак», «Раймонда» и «Лебединое озеро», в феврале будет показана «Легенда о любви». «Лебединое озеро» 16 января также стало посвящением педагогу Большого театра Людмиле Семеняке в честь 70-летия. Партию Одетты-Одиллии исполнила бывшая ученица балерины Анна Никулина.

21 января Мариинский театр поздравил с 70-летием своего педагога-репетитора, балерину Татьяну Терехову. Среди ее учениц: Алина Сомова, Олеся Новикова, Рената Шакирова, Екатерина Осмолкина, Мария Ширинкина. В честь педагога на сцене театра прошел балет «Дон Кихот».

Среди других январских событий в Мариинском театре нельзя обойти вниманием гастроли Приморской сцены, которые прошли с 13 по 23 января. Дальневосточный филиал Мариинки привез в Санкт-Петербург «Спящую красавицу», «Корсара» и балет «Тысяча и одна ночь». Вместе с артистами Приморской сцены в спектаклях участвовали местные солисты — Рената Шакирова, Виктор Кайшета, Екатерина Чебыкина и Никита Корнеев.

21 января гендиректору Большого театра Владимиру Урину продлили срок полномочий еще на 5 лет, таким образом директор продолжит возглавлять театр до 2027 года. Урин, который пришел в Большой в 2013, сменив на посту Анатолия Иксанова, поделился, что на грядущую пятилетку уже имеются планы: строительство филиала Большого театра в Калининграде, реконструкция Камерной сцены и подготовка к 250-летнему юбилею театра, который будет праздноваться в 2026 году.

В Санкт-Петербурге ожидается выступление Игоря Цвирко, первое в качестве премьера. 30 января он танцует «Дон Кихота» с Анжелиной Воронцовой в Михайловском театре. А любителей музеев может заинтересовать выставка «Be good, мышь» в музее-квартире Иосифа Бродского «Полторы комнаты». Как известно, Бродский тесно дружил с Михаилом Барышниковым, и именно этой дружбе посвящена выставка, которая открывается 27 января и продлится до 21 апреля. Стоит обратить внимание на коронавирусные ограничения: с 28 января в Санкт-Петербурге ограничивается доступ несовершеннолетних посетителей в музеи и театры.

К сожалению, в январе произошли и трагические события. 12 января скончался телеведущий Михаил Зеленский. Он долгие годы вел передачу «Билет в Большой» на телеканале «Культура», поэтому его скоропостижный уход стал личной потерей для Большого театра. А 23 января стало известно о смерти французского модельера Тьери Мюглера, чьи футуристические костюмы лишь пару недель назад были показаны на сцене Большого в балете McGregor+Mugler. 27 января на 88-м году жизни умерла Татьяна Николаевна Легат, заслуженная артистка РСФСР, педагог-репетитор Михайловского театра. 

Главный театральный фестиваль «Золотая маска» в этом году начался практически на месяц раньше, чем обычно. Уже 11 января балет «Озорные песни» Антона Пимонова (Театр оперы и балета им. П. Чайковского, Пермь) открыл танцевальную программу конкурса. Одновременно с «Озорными песнями» (11–13 января) на новой сцене Большого театра прошли показы программы Postscript, в которой лучшие артисты Большого театра исполнили работы культовых хореографов современности: McGregor+Mugler Уэйна Макгрегора, «Фавн» Сиди Ларби Шеркауи, «Воспоминание о дорогом месте» Алексея Ратманского и непосредственно номинированный на «Маску» балет Postscript Пола Лайтфута и Соль Леон. 24–25 января Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко представил жюри своих номинантов : балет Шарон Эяль Autodance с прима-балериной Оксаной Кардаш. 

Автор: Арина Ильина