Февральский RECAP

На фоне январских марафонов праздничных спектаклей февраль обычно выглядит спокойным месяцем, когда труппы готовятся к новым премьерам. Но не в этот раз.

03.03.2022

25 февраля стало известно об отъезде Алексея Ратманского из Москвы в Нью-Йорк, где он является резидент-хореографом American Ballet Theater. Работа над премьерой балета «Искусство фуги» в Большом театре приостановлена, театр объявил о переносе, но новые даты еще не озвучены. Также сорвалась подготовка к премьере «Дочери фараона» в Мариинском театре. Сам Алексей выразил надежду на возвращение, «когда придет время».

На следующий день художественный руководитель Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Лоран Илер также принял решение покинуть пост и вернуться во Францию. Театр и артисты выразили Илеру благодарность за продуктивное сотрудничество.

В Европе отменились гастроли российских театров и музыкальных деятелей. В частности, сорвались гастроли Большого театра в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден и гастроли Мариинского театра в миланском La Scala.

На фоне ухудшения эпидемиологической ситуации «Кремлевский балет» был вынужден приостановить показ всех спектаклей, включая юбилейный гала-концерт «Андрис Лиепа 6:0». Все события были перенесены на март.

А в Нижнем Новгороде, напротив, ослабили ограничительные меры: 25 февраля губернатор Нижегородской области Глеб Никитин подписал указ об отмене QR-кодов для посещения театров.

Первой же февральской балетной новостью из Нижнего стал уход Морихиро Иваты с поста руководителя балетной труппы Нижегородского театра имени А. С. Пушкина, где он работал с 2019 года. 2 февраля стало известно, что Ивата покидает должность по семейным обстоятельствам.

И все же тревожные события не должны смазать впечатление от тех, которые дарили радость как зрителям, так и артистам.

Главной балетной датой в России стал юбилей Сергея Вихарева, в честь которого его родной Мариинский театр устроил трехдневный марафон «Спящей красавицы» в его реконструкции. 15 февраля балетмейстеру могло исполниться 60 лет, в честь этой памятной даты Мариинка открыла доступ к онлайн-выставке, показывающей Вихарева в трех профессиональных ролях — артиста, репетитора и хореографа. В праздничных спектаклях приняли участие прима-балерины театра Алина Сомова, Виктория Терешкина и Анастасия Матвиенко.

15 февраля премьер Владимир Шкляров впервые исполнил партию Голубой птицы.

Другой знаковый дебют в Мариинском театре случился 24 февраля. Мария Ильюшкина впервые вышла в партии Марии в балете «Бахчисарайский фонтан». Успешный дебют был высоко оценен балетным сообществом.

В Большом театре среди февральских дебютов особенно выделяются два новых Джеймса в «Сильфиде»Игорь Цвирко (19 февраля) и Давид Мотта-Соарес (20 февраля). Для Игоря Цвирко это первая дебютная роль в театре в статусе премьера.

Мариинский театр, похоже, стал основным ньюсмейкером месяца. Так, 24 февраля театр привез в «Московский концертный зал «Зарядье» программу из четырех современных балетов своих же хореографов. О балетном вечере стало известно буквально за неделю до приезда, но Москва быстро оценила эксклюзивность события, которое собрало почти полный зал. Был показан балет «Бык на крыше» Владимира Варнавы, «Тише» Полины Митряшиной, «Не вовремя» Александра Сергеева и «Русские тупики-II» Максима Петрова, который в прошлом году получил за этот балет «Золотую маску» как лучший хореограф.

24 февраля отпраздновал день рождения хореограф Джон Ноймайер, а 25 февраля — великая балерина Сильви Гиллем. Также 25 февраля профессиональное сообщество вспоминало исследователя и критика балета Елизавету Яковлевну Суриц, а 26 февраля — советскую прима-балерину Аллу Шелест.

Автор: Арина Ильина